Гермопольская огдоада

Гермопольская огдоада

Вторая великая космогония возникла в городе Хемену (егип. – «восемь»; известный грекам как Гермополь, совр. Эль-Ашмунейн), столице нома Верхнего Египта.

Снова, начинаясь с бесформенного водного пространства, она наделяет саму воду созидательной силой. Вначале был хаос, в котором царили разрушительные силы, им противостояли силы созидательные. По воле Тота, верховного божества Гермополя, и в этом самом месте водная стихия породила четырех лягушек (мужские божества - Хух, Нун, Кук и Амон, часто изображались как люди с головами лягушек) и четырех змей (женские божества - Наунет, Хаухет, Каукет и Амаунет, имели головы змеиные), иногда – восемь бабуинов, приветствующих рассвет. Они совместно произвели на свет Яйцо, которое поместили на появившийся из воды холм. Из этого яйца вылупился бог солнца Хепри (молодой Ра). В иной версии, Ра родился из цветка лотоса, который вырос на первичном холме. Когда новорожденный младенец заплакал, из его слез, упавших на холм, возникли люди. Ра создал Шу и Тефнут, а от этой пары произошли все остальные боги.

Восемь созданий сформировали огдоаду, число, имевшее большое значение для египтян.

Это были:
Нун и его супруга Наунет - олицетворявшие первобытный океан,
Хух и Хаухет – бесконечность пространства,
Кук и Каукет – мрак,
Амон и Амаунет – невидимое, воздух.

Огдоада
Хух и Хаухет, Амон и Амаунет,
остальные пары богов изображались аналогично

Среди египтологов нет всеобщего согласия относительно имен богов, в основном ввиду сложности интепретации и перевода иероглифических текстов. Так, например, в надписях на стенах храма Дария II, построенного в оазисе Харга, Керех и Керехет заменяют в гермопольской огдоаде Амона и Амаунет.


             НУН---------первобытный океан--------НАУНЕТ

             ХУХ----бесконечность пространства----ХАУХЕТ

             КУК---------------мрак---------------КАУКЕТ

             АМОН--------воздух, невидимое--------АМАУНЕТ

Последняя пара, по-видимому, заменила богов Ниау и Ниаут (отрицание, ничто) и была внесена в Огдоаду фиванскими жрецами. С превращением в период Нового царства Амона в главного бога Египта был создан миф о возникновении Огдоады с Амоном в Фивах. В птолемеевскую эпоху возник миф о путешествии Амона с целью утверждения Огдоады из Фив вниз по Нилу и его возвращении (вместе с Огдоадой) в Фивы.

Сайт создан в системе uCoz