Гелиопольская эннеада

Гелиопольская эннеада

В силу особого положения Гелиополя, как древнего важного политического центра, постепенно из ряда различных патриархальных космогонических сказаний наиболее широкое распространение получает именно гелиопольский вариант, становящийся впоследствии как бы официальной космогонией. Не случайно, что именно этот вариант известен и античным писателям. Он является господствующим (но, разумеется, не единственным) уже в «Текстах Пирамид», и он же, в конечном итоге, формирует официальную генеалогию Осириса, втягивая таким образом, в свою орбиту один из важнейших культов Египта.

В силу изложенного неудивительно, что гелиопольское сказание дошло до нас не только в отдельных отрывках, но и в виде полных описаний всего процесса мироздания.

Легенда гласит следующее:

Окруженное горами, протянувшимися вдоль берегов великого Нила, лежит солнечное царство Та-Кемет – «черная земля». Сейчас она населена людьми, живущими в богатых и красивых городах, а в давние времена здесь властвовал лишь хаос – бескрайний океан, не имеющий ни дна, ни берегов. Назывался он Нун. Его темные холодные волны были неподвижны. Вокруг царили тишина, покой и мрак. Так проходили тысячелетия, и вот однажды из глубины Нуна появился Атум. Его окружала вода, клокотавшая и бурлившая. Она пыталась затянуть бога в свои водовороты, и тому пришлось срочно создавать сушу, чтобы спастись от неминуемой гибели.

Оторвавшись от поверхности океана, Атум поднялся над мрачной бездной:

Хепри-Ра-Атум
Ра-Атум-Хепри

«Смотрите! Я – Хепри утром, Ра в полдень и Атум на закате», - и произнес заклинание. В это же мгновение со страшным грохотом из морской пучины поднялся холм Бен-Бен. Бог спустился вниз, на холм, и стал думать, что же ему предпринять дальше. Сначала он решил создать богов. Атум думал о сотворении бога плодородия, но так как не было еще ни земли, ни людей, способных посеять на ней зерно, первым появился бог ветра Шу (чтобы не позволять океану оставаться неподвижным) и богиня влаги Тефнут, женщина с головой львицы.

К несчастью, только что появившаяся божественная пара сразу же потерялась в беспросветном мраке. Напрасно Атум звал своих детей, они не откликались на его призывы. Безутешный отец подумал, что Шу и Тефнут заблудились в темноте или были проглочены Нуном. Опечаленный Атум вырвал свой глаз и велел ему разыскать в океане детей. Глаз отправился на поиски в бездну, а Атум остался ждать на холме.

Проходили годы и столетия, но Шу и Тефнут не появлялись. В это время Атум создал себе новый глаз и вставил его в пустую глазницу. Он продолжал ждать и вот наконец услышал шум. К холму приближались его дети – Шу и Тефнут, найденные в океане глазом. Атум несказанно обрадовался, но тут на него с упреками набросился его глаз, возмущенный тем, что на месте, оставленном им, появился новый глаз. Атум предложил поместить его на лоб, но разъяренный глаз обернулся коброй и бросился на своего хозяина. Это ничуть не испугало Атума. Он взял змею и поместил к себе на лоб. С того времени третий глаз в виде змеи украшает короны богов и фараонов. Эта змея, называемая урей, зорко смотрит вдаль. Увидев врага, она направляет на него смертоносные лучи и испепеляет его.

Вскоре из пучины океана вырос прекрасный цветок – белый лотос. Из глубины его лепестков вылетел солнечный бог Ра, над головой которого золотился яркий диск. Темнота рассеялась, и мир наполнился теплым светом. Ра, увидевший Атума, Шу и Тефнут, заплакал от счастья, а из его слез, упавших на землю, появились люди.

Шли годы. Шу и Тефнут поженились, и у них тоже появились дети – бог земли Геб и богиня неба Нут. Очень любившие друг друга Геб и Нут даже на свет появились, обнимаясь. Поэтому и земля с небом в самом начале своего существования составляли единое целое. Но вскоре Нут и Геб начали ссориться – Геба возмущало то, что с наступлением утра богиня неба поедала своих детей – звезды. Бог Солнца Ра, желая прекратить скандал, отправил к ним бога ветра Шу и попросил разлучить Нут и Геба. Шу произнес заклинание, и тотчас же начался сильнейший ураган, разорвавший объятия Геба и Нут и разделивший землю и небо. Нут образовала купол, который изогнулся над Гебом, распростертым под ней. На восточном горизонте находились ноги Нут, а на западном горизонте, вытянув руки, она опиралась на кончики пальцев. В темноте становились видны звезды, мерцающие на ее теле и больших, обнаженных конечностях.

Геб и Нут стали родителями Осириса и Исиды, а также Сета и его супруги Нефтиды.

Затем в океане появились острова, материки, поднялись горы, с которых потекли реки. Люди, родившиеся из слез Ра, перестали тесниться на холме и расселились по благодатным землям. Спустя несколько лет вокруг уже возвышались города, окруженные засеянными полями. А возле холма Бен-Бен был выстроен город Иуну (Гелиополь). Люди, жившие в нем, воздвигли на вершине холма храм в честь бога солнца Ра.

Отныне знаменитая Гелиопольская «Великая Девятка богов», т. е. Атум-Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида, становится во главе египетского пантеона, и творимые в других центрах по ее образу и подобию различные иные «Девятки» будут различаться от нее главным образом только заменой некоторых богов божествами местными с обычным возведением в роль творца мира главного местного бога, часто к тому же сливаемого с гелиопольским Ра.

                                  ХЕПРИ-РА-АТУМ
                                   (бог-творец)
                                  /            \
                                ШУ            ТЕФНУТ
                          (бог воздуха)   (богиня влаги)
                             ____I_______________I____
                             I                       I
                            ГЕБ                     НУТ
                        (бог земли)            (богиня неба)
                   __________I_______________________I_________
                   I             I            I               I
                ОСИРИС         ИСИДА         СЕТ            НЕФТИДА
         (загробная жизнь)   (любовь)   (разрушение)   (помощница Исиды)

Гелиопольское сказаниедошло до нас не только в отдельных отрывках, но и в виде полных описаний всего процесса мироздания. Текст этой легенды записан на папирусе Бремнер-Ринд. Однако сам миф появился гораздо раньше, в среде жрецов египетского города Иуну (библейский Он), который греки называли Гелиополем - Солнцеградом, где поклоняются солнцу. Элементы мифа включены также в древние «Тексты пирамид».

Папирус с прекрасно написанным текстом замечательной легенды о Сотворении хранится в Британском Музее под номером 10188. Данный папирус попал в руки А. Г. Ринду в 1861 или 1862 году, во время проведения им раскопок некоторых захоронений на западном берегу Нила у г.Фивы. Он не нашел его в гробнице, а получил от британского консула в Луксоре, Мустафы Агха, при обмене подарками в связи с отъездом мистера Ринда из страны. Мустафа Агха обнаружил этот папирус в знаменитом тайнике царских мумий в Дейр-эль-Бахри, местонахождение которого было хорошо известно ему за много лет до того, как о нем узнала египетская Служба древностей. Когда мистер Ринд прибыл в Англию, результаты его раскопок были изучены доктором Берчем, который признав огромную ценность папируса, договорился о его публикации параллельно с «Факсимильным изданием Двух Папирусов», но смерть мистера Ринда в 1865 году помешала осуществлению этого проекта. Коллекция мистера Ринда перешла в руки мистера Дэвида Бремнера, и папирус вместе с множеством других древностей был куплен попечителями Британского Музея.

Папирус имеет приблизительно 16 футов 8 дюймов в длину и 9,25 дюйма в ширину и содержит 21 колонку иератического текста, написанного короткими строками, поэтического по своему характеру, а также 13 колонок или страниц текста, написанного длинными строками; общее количество строк от 930 до 940. Текст написан насыщенными черными чернилами, мелким, но очень аккуратным почерком и может быть отнесен ко времени между XXVI династией и эпохой Птолемеев. Названия, заглавные слова, инициалы, имена Апопа и его демонов, а также некоторые другие слова написаны красными чернилами. Имеются две концовки; в одной мы имеем дату, а именно: «Первый день четвертого месяца двенадцатого года фараона Александра, сына Александра», т. е. 311 года до н. э., а в другой - имя жреца, который либо написал папирус, либо присвоил его, а именно: Нес-Мену или Нес-Амсу .

Легенда о Сотворении представлена в третьем из произведений, содержащихся в папирусе, которое называется «Книга о свержении Апопа, врага Ра, врага Ун-Нефера» (т.е. Осириса). В этой работе содержится ряд заклинаний, произносившихся во время проведения определенных, предписанных церемоний, имеющих своей целью предотвращение бурь, рассеивание грозовых туч и устранение всевозможных препятствий, одушевленных или неодушевленных, которые могли бы помешать утреннему восходу солнца или затмить его свет днем. Главой сил тьмы являлся демон по имени Апоп , который появлялся на небе в образе ужасного змея и, выстраивая всех демонов Дуата, пытался удержать бога солнца в заточении в царстве тьмы. Как раз посреди заклинаний, направленных против Апопа, мы находим легенду о Сотворении, которая более не встречается ни в одном другом из известных египетских источников (кол. XXVI, 21, до кол. XXVII, 1, 6). Довольно любопытно, что более обширный вариант легенды представлен несколько ниже (кол. XXVIII, 1, 20, до кол. XXIX, 1, 6). Имел ли писец перед собой для работы два варианта легенды и просто включил в текст оба, или же он переписал краткий вариант и делал к нему дополнения по ходу своей работы - выяснить невозможно. Легенда называется:

Книга познания развитий Ра ( и о ) низвержении Апопа

Эта любопытная «Книга» описывает происхождение не только небес, земли и всего того, что на них, но также и самого бога. Имя Апопа в ней даже не упоминается, и объяснить ее появление в Ритуале Апопа невозможно, если не принять, что вся «Книга» считалась в высшей степени действенным заклинанием, простое произнесение которого было чревато смертельными последствиями для Апопа и его сторонников.

Предполагается, что рассказ о Сотворении излагается богом Неб-ер-чером . Это имя означает «Владыка до самого крайнего предела», а характер этого бога предполагает, что слово «предел» относится ко времени и пространству и что в действительности этот бог являлся Вечным Богом Вселенной. Это имя встречается в коптских текстах, а затем он появляется как бог, обладающий всеми чертами, соотносимыми современными народами со Всемогущим Господом. Где и каким образом существовал Неб-ер-чер, не сказано, но похоже, что его считали невидимой и всемогущей силой, заполняющей все пространство. Похоже также, что у него возникло желание создать мир, и для этого он принял образ бога Хепри , которому во все времена среди известных египтянам богов по преимуществу отводилась роль Творца. Когда произошло превращение Неб-ер-чера в Хепри, небо и земля еще не были созданы, но, по-видимому, существовала огромная масса вод, или мировой океан под названием Нун , в котором должно быть, и произошло это превращение. В этом небесном океане находились зародыши всех сущих вещей, которые впоследствии обрели свою форму на небе и на земле, но покуда пребывавшие в состоянии инертности и беспомощности. Из этого океана поднялся сам Хепри и таким образом перешел из состояния пассивного и инертного в активное состояние. Когда Хепри поднялся из океана Нун, то оказался в огромном пустом пространстве, в котором не было ничего, на чем он мог бы стоять.

Второй вариант легенды гласит, что Хепри породил себя, произнеся свое собственное имя, а в первом варианте говорится, что с помощью слов он обеспечил себе точку опоры. Другими словами, когда Хепри все еще был частью существа Неб-ер-чера, он произнес слово «Хепри» - и родился Хепри. Аналогично, когда ему понадобилось место, на котором можно было бы стоять, он произнес название вещи или места, на котором хотел стоять, и эта вещь или место появилось. Это заклинание он, по-видимому, обращал к своему сердцу, или, точнее будет сказать, изъявлял волю, так что когда Хепри изъявил волю, чтобы появилось это место, на котором можно было стоять, - оно возникло. В первом варианте упоминается только сердце, а во втором говорится также и о сердце-душе, которое помогало Хепри в первых актах творения; и мы можем предположить, что в своем сердце он продумывал, какого рода вещь желает сотворить, а затем произнесением ее названия воплощал свою мысль в конкретную форму. Такой процесс обдумывания существования вещей в египетском языке выражается словами, означающими «заложение начала в сердце».

В приведении в порядок мыслей и их видимых форм Хепри помогала богиня Маат, которая обычно считалась богиней закона, порядка и истины, а позднее стала считаться женой Тота, «сердцем бога Ра». Однако в данной легенде она, по-видимому, играет роль Мудрости, описанной в Книге притчей Соломоновых1, так как именно по Маат он «закладывал начало».

1 «Господь имел меня началом пути Своего, прежде сотворений Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны... Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав... когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею...» Притчи, VIII: 22 и далее.

После описания появления на свет Хепри и места, на котором он стоял, легенда повествует о том, как возникла первая египетская триада, или троица. Хепри каким-то образом слился со своей собственной тенью и так дал начало потомству, которое зародилось от его тела в образе богов Шу и Тефнут. Согласно преданию, сохранившемуся в Текстах Пирамид (Pepi I., I., 466), это событие произошло в городе Он (Гелиополь), и древний вариант легенды приписывает произведение на свет Шу и Тефнут акту мастурбации. Первоначально эти боги были олицетворениями воздуха, сухости и влаги соответственно; таким образом, с их сотворением появились материалы для создания атмосферы и неба. Шу и Тефнут соединились, и их потомством явились Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Теперь мы имеем пять богов: Хепри - порождающее начало; Шу - атмосфера; Тефнут - воды над небесами; Нут - богиня неба и Геб - бог земли. Предположительно, примерно в это же время солнце впервые поднялось из водной пучины Нун и, засияв над миром, породило день. В древности солнце или его свет считались формой Шу. Боги Геб и Нут пребывали слитыми в объятиях, и появлявшийся свет их разъединял. Пока светило солнце, т. е. пока длился день, Нут, богиня Неба, оставалась на своем месте над землей, поддерживаемая Шу; но как только солнце садилось, она покидала небо и постепенно опускалась, до тех пор пока не оказывалась покоящейся на теле бога Земли Геба.

В результате объятий Геба Нут произвела на свет в одних родах пять богов, а именно: Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду. Осирис и Исида обвенчались до своего рождения, и Исида родила сына по имени Гор, также Сет и Нефтида обвенчались до своего рождения, и Нефтида родила сына по имени Анпу (Анубис), однако в легенде он не упоминается. Из этих богов в легенде особо выделяется Осирис - тем, что Хепри, выступая как Неб-ер-чер, говорит, что его имя Усер и является он сущностью первоматерии, из которой создан сам Хепри. Таким образом, Осирис создам из той же субстанции, что и сам Великий бог, который, по представлениям египтян, сотворил мир и был перевоплощением своего прадеда. Эта часть легенды помогает объяснить представления об Осирисе как о великом родовом духе, который во время пребывания на земле являлся благодетелем человечества, а во время пребывания на небе - спасителем душ.

Легенда говорит о солнце как об Оке Хепри, или Неб-ер-чера, и упоминает о каком-то бедствии, вследствие которого померк его свет. Это бедствие могло быть просто наступлением ночи, солнечным затмением или бурей; но, как бы там ни было, бог сотворил второе Око, т.е. Луну, которую частично наделил великолепием первого Ока, т.е. Солнца, и определил ей место на своем Лике, и впредь она правила по всей земле и влияла на плодоношение деревьев, садовых растений, урожайность овощей, трав и т. д. Таким образом, с самих ранних времен Луна ассоциировалась с плодородием земли, в особенности с обильными урожаями зерновых и богатыми жатвами.

Согласно легенде, мужчины и женщины зародились не из земли, а прямо из тела бога Хепри, или Неб-ер-чера, который, сложив вместе свои члены, пролил на них слезы, и из слез, упавших из его глаз, зародились мужчины и женщины . Никакого особого упоминания о сотворении зверей в легенде нет, однако бог говорит, что создал разного рода вещи ползающие, которые, по-видимому, включают и крупных четвероногих. Мужчины, женщины и остальные живые существа, созданные в это время, каждое по-своему воспроизводили свой собственный вид, и таким образом земля наполнилась их потомством, существующим в настоящее время.

Такова легенда о Сотворении в том виде, в котором мы находим ее в папирусе Нес-Мену. Текст обоих вариантов полон фрагментов, не поддающихся однозначному прочтению, и в некоторых местах поврежден; других же экземпляров, с помощью которых можно было бы внести исправления, к сожалению, нет. Общий смысл легенды в обоих вариантах вполне понятен, и она в значительной степени проливает свет на египетскую религию. Египтяне верили в существование Бога, Творца и Хранителя всего сущего, но они считали, что все, что касается этого мира, было передано Им в управление ряду второстепенных духов, или сущностей, называющихся "богами", которые, как они полагали, были в значительной степени подвержены влиянию магических заклинаний и ритуалов. Весьма любопытным является факт существования легенды, в которой так четко представлена сила Бога как Создателя мира, солнца и луны в книге магических заклинаний, направленных на уничтожение мифического чудовища, существовавшего только для того, чтобы не позволить солнцу взойти и засиять.

Ниже приведены легенды о Сотворении с папируса Бремнер-Ринд в изложении Э.А. Уоллиса Баджа - первая и вторая, о которых говорилось выше, - и М.Э. Матье.

Первая легенда о сотворении
Э.А. Уоллис Бадж «Египеетская книга мертвых»
Вторая легенда о сотворении
Э.А. Уоллис Бадж «Египеетская книга мертвых»
Легенда «О сотворении мира»
М.Э. Матье «Древнеегипетские мифы»
КНИГА ПОЗНАНИЯ РАЗВИТИЙ1 РА И СВЕРЖЕНИЯ АПОПА

[Вот] слова, что были сказаны богом Неб-ер-чером после того, как он появился на свет в образе бога Хепри: «Я есть творец того, что появилось на свет, т.е. я есть творец всего того, что появилось на свет; вещей же, что я сотворил и что вышли из моего рта после того, как я сам появился на свет, было великое множество. В то время еще не было создано небо (или небеса), не существовала земля и дети земли со всеми ползающими созданиями2 еще не были сотворены. Я сам поднял их из Нуна,3 из состояния беспомощной вялости. Я не нашел места, где бы я мог встать. Я обратился с заклинанием4 к сердцу своему (или воле). я положил начало [вещам] по Маат,5 и я создал все, что имеет форму.

[И тогда] я был один, ибо я не изрыгнул из себя бога Шу и не выплюнул из себя богиню Тефнут; и не было никого, кто мог бы творить со мною. Я положил начало [вещам] в своем собственном сердце, и на свет появилось множество сотворенных вещей, которые родились от сотворенных вещей, что были рождены от сотворенных вещей, которые зародились из того, что они породили.

Я соединился со своей сжатой ладонью и заключил в объятия свою тень как жену, и я влил семя в свои уста и дал от себя начало потомству в образе богов Шу и Тефнут. Мой отец Нун говорит: «Мое Око было скрыто за ними (т. е. Шу и Тефнут), но по истечении двух периодов хен с того времени, как они отделились от меня, из одного бога я стал тремя богами, и я появился на земле.

Шу и Тефнут, возрадовавшись, вышли из инертной водной массы, в которой они были, они доставили мне мое Око (т. е; Солнце)».

После этого я сложил свои члены вместе над ними, и из слез, пролившихся из моего Ока, зародились мужчины и женщины. И когда мое Око пришло ко мне и увидело, что я сотворил другое [Око] на его месте (т. е. Луну), оно разгневаюсь на меня (или было в ярости), после чего я наделил его (т. е. второе Око) [частью] великолепия, что я дал первому [Оку], и я заставил его занять свое место на моем Лике, и впредь оно правило по всей земле.

И когда настало время,6 что нашли на них тучи, подобные растениям, и я вернул им все, что было отнято у них, и я явился из-за туч, подобных растениям. Я сотворил ползающих созданий всякого рода и всякое создание, появившееся на свет от них.

Шу и Тефнут произвели на свет [Геба и] Нут, а Геб и Нут породили Осириса и Гор-хент-ан-маа,7 и Сета, и Исиду, и Нефтиду в одних родах,8 друг за другом, и они дали начало своему многочисленному потомству на земле».

Примечания:

1  Хепри, глагол «хепер», означает «делать, образовывать, создавать, становиться и катиться»; здесь хепри обозначает «вещи, которые появились на свет с катанием шара бога Хепри (катающего)», т. е. Солнца.
2  Т.е. змеи и другие пресмыкающиеся или, возможно, растения.
3  Первозданной водной массы, бывшей источником и началом всех существ и вещей.
4  Т.е. он произнес магические формулы.
5  Т.е. согласно точным и определенным правилам.
6  Т.е. злополучный период, когда их свет был закрыт похожими на растения тучами.
7  Т.е. Слепого Гора.
8  Т.е. все эти пять богов были рождены одновременно.

КНИГА ПОЗНАНИЯ РАЗВИТИЙ РА И СВЕРЖЕНИЯ АПОПА

[Вот] слова бога Неб-ер-чера, который сказал: «Я творец того, что появилось на свет, и я сам появился на свет в образе бога Хепри, и появился я в изначальные времена. Я появился на свет в образе Хепри, и я есть творец того, что появилось на свет, т. е. я создал себя из первичной материи, и я создал и образовал себя из субстанции, что существовала в изначальные времена. Имя мое - Усер (т. е. Осирис), семя изначальной материи. Моя воля свершилась во всем на земле, я распростерся повсюду и сделал руку сильною.

Я был один, ибо они (т. е. боги) еще не были рождены и я не породил из себя ни Шу, ни Тефнут. Я произнес устами моими имя свое как слово власти, и тотчас же я появился на свет в обличье бога Хепри и вещей сущих. Я зародился из изначальной материи, и вначале я появился в виде множества вещей сущих; ничто не существовало тогда на этой земле, и это я создал все сущее.

Я был Один, И не было больше никого, кто творил бы со мною, в этом месте. Я создал все вещи, в виде которых я тогда проявился, с помощью Божественной Души, что вызвал я тогда из Нуна, из состояния бездеятельности. Я не нашел там никакого места, на котором встать, я творил силой заклинаний сердца моего, я заложил основу [для вещей] предо мною, и все, что было создано, создал я.

Я был Один, и я заложил начало вещам [посредством] сердца своего, и я создал другие вещи, что появились на свет, и творения Хепри, что были созданы, были разнообразны, их потомство появилось на свет из вещей, что они породили.

Это я породил Шу, и это я породил Тефнут, и из Одного бога (или единственного бога) я стал тремя богами; два других бога, что появились на этой земле, вышли из меня, и Шу и Тефнут в радости восстали (или были подняты) из Нуна, где они пребывали.

Зрите же теперь, по прошествии двух периодов хен с того момента, как они вышли из меня, они принесли мне мое Око. Я сложил вместе свои члены, что появились на моем теле, и после я соединился с моей рукой, и мое сердце (или воля) вошло в меня из моей руки, и семя упало в мои уста, и я породил из себя богов Шу и Тефнут, и из Одного бога (или единственного бога) я стал тремя богами; так два других бога, что появились на этой земле, вышли из меня и Шу, и Тефнут в радости восстали (или были подняты) из Нуна, в котором они были.

Мой отец Нун сказал: «Они закрывали (или скрывали) мое Око тучами, подобными растениям, что были за ними (т. е. Шу и Тефнут) на протяжении великого множества периодов хен». Растения и вещи ползающие [зародились] из бога Рем, из слез, что я пролил. Я воскричал своему Оку, и на свет появились мужчины и женщины, затем я наделил свое Око огненным уреем, и оно разгневалось на меня, когда на его место взошло и выросло другое Око (т. е. Луна); его живительная сила пала на растения, что я разместил там, и оно установило среди них порядок, и оно заняло свое место на моем Лике, и оно воистину правит на всей земле.

Затем Шу и Тефнут породили Осириса и Гор-хент-ан-маа, и Сета, и Исиду, и Нефтиду; и взгляните - они дали потомство и произвели множество детей на этой земле посредством созданий, что появились на свет от существ, ими произведенных.

Они взывают к моему имени и одолевают своих врагов, и они слагают слова власти для свержения Апопа, руки и длани которого охраняет Акер. Его руки и длани не должны существовать, его ноги и ступни не должны существовать, и он закован цепью в одном месте, а Ра наносит предназначенные ему удары. Он брошен на свою ненавистную спину, его лицо раскроено по причине зла, сотворенного им, и он будет оставаться на своей ненавистной спине».

КНИГА ПОЗНАНИЯ ТВОРЕНИЙ РА

Изречения слов. Говорит владыка вселенной после того, как он воссуществовал: «Я тот, кто воссуществовал как Хепра. Я воссуществовал и воссуществовали существования. Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст.

Не существовало еще небо и не существовала земля. Не было еще ни почвы, ни змей в этом месте.

Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашел я себе места, на которое я мог бы там встать. Я размыслил в своем сердце, задумал пред моим лицом. И я создал все образы, будучи единым, ибо я (еще) не выплюнул Шу, я (еще) не изрыгнул Тефнут, и не было другого, кто творил бы со мною.

Я задумал в моем собственном сердце, и воссуществовали многочисленные существования от существ в образах рождений и в образах их рождений.

Я соединил с моим кулаком, совокупился с моей рукой, упало семя в мой собственный рот.

И я выплюнул Шу, я изрыгнул Тефнут. И мой отец Нун сказал: «Да возрастут они!». И мое Око было для них защитой вечно, когда они удалялись от меня.

После того, как я существовал как бог единый, - вот три бога со мною.

Я был на этой земле, и Шу и Тефнут возликовали из Нуна, в котором они были, и они привели ко мне мое Око с собой после того, как я соединил мои члены. Я оросил их слезами, и воссуществовали люди из моих слез, вытекших из моего ока. И оно разгневалось на меня, когда оно пришло и нашло, что я сотворил другое на его месте, заменив его Великолепным. «Но я поместил его на моем челе, и после этого оно господствовало над всей землей...».

Сайт создан в системе uCoz